Школа социального проектирования. Урок 1. Социальная значимость проекта.

Сегодня мы поговорим о социальной значимости проекта, о том, как сформулировать проблему.

В основе любого социального проекта лежит актуальная проблема, требующая разрешения. Реализация проекта будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе.

У любого проекта есть 2 ключевых признака:

  1. Ограниченность во времени.
  2. Наличие измеримого результата.

Любую деятельность, которая этим признакам соответствует, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы конкретной целевой аудитории.

Рассмотрим пример:

Проблема: одиночество среди стариков.

Решение: Создание клуба для пенсионеров, где они могли бы проводить свой досуг.

Поговорим о том, какие бывают социальные проблемы:

  1. Проблемы планетарного масштаба – загрязнение окружающей среды, голод, бедность, коронавирус…
  2. Проблемы, которые касаются одной страны или одного региона – коррупция, отсутствие системы инклюзивного образования.
  3. Локальные проблемы – затрагивают один район или даже многоквартирный дом, например, отсутствие детских площадок, проблема нерегулярного вывоза мусора.

Однако не вся деятельность, направленная на решение социальных проблем, будет считаться социальным проектом. Дело в том, что у такого  проекта есть одна характерная особенность: чаще всего деньги привлекаются из сторонних источников, а не от целевой аудитории. Это значит, что целевая группа пользуется услугами проекта бесплатно.

Социальная проблема касается определенной группы и имеет место на определённой территории. Те, кого коснулась проблема – это целевая группа нашего проекта, они же благополучатели. Жизнь этих людей должна улучшиться в результате реализации проекта.

В первую очередь, проблему необходимо хорошо изучить и точно сформулировать. На языке социального проектирования это называется обоснование актуальности и социальной значимости.

Существуют следующие шаги изучения проблемы:

Все эти шаги – исследование проблемы целевой группы нашего проекта. Результаты исследования, выраженные в количественных показателях, будут обоснованием социальной значимости.

Наши главные помощники – цифры. Все утверждения, которые мы сделаем в ходе исследования проблемы, должны быть подкреплены количественными показателями. Где же их взять?

! Не нужно включать в проект цитаты из выступлений президента или губернатора, если они не имеют прямого отношения к проблеме, которой мы занимаемся.

Очень часто официальная статистика вообще не дает информации, необходимой для того, чтобы подкрепить выявленную проблему. В таких случаях мы можем сами провести собственное исследование.

  1. Самый простой способ сбора информации – наблюдение. Проводится в самом начале изучения целевой группы проекта. Наблюдение в дальнейшем составит основу для анкетирования и интервью.

Например, мы заметили, что пожилые люди города Ставрополя собираются вместе для проведения досуга в каком-то конкретном месте. Мы можем понаблюдать за ними, выявить, какие формы досуга им более интересны, о чем они разговаривают, какие проблемы обсуждают.

В дальнейшем это поможет нам при выявлении и постановке проблем, с которыми сталкиваются пенсионеры города.

  1. Другой инструмент сбора информации – опрос. Он нужен, когда мы уже получили некоторое представление о проблеме, с которой будем работать, но хотим разобраться в ней более глубоко. Он может быть устным (например, интервью) и письменным (анкетирование).

Заполняя заявку для участия в различных грантовых конкурсах мы должны заполнить раздел — социальная значимость проекта – это результаты исследования проблемы целевой аудитории, выраженные в количественных показателях:

Рассмотрим наиболее типичные ошибки при описании социальной значимости проекта:

  1. Мало конкретики, много «воды».
  2. Слабо выражена социальная проблема.
  3. Отсутствуют статистические данные, характеризующие выявленную проблему.

Таким образом, описывая социальную значимость мы должны:

  1. Четко указать проблему.
  2. Привести статистические данные, результаты собственных наблюдений.
  3. Указать, как будем решать социальную проблему, с помощью каких механизмов и мероприятий.

Подведем итоги: Любой социальный проект направлен на решение социальной проблемы, он предоставляет бесплатные услуги для целевой аудитории. Имеет конкретные сроки и измеримый результат.

X