Сегодня мы поговорим о социальной значимости проекта, о том, как сформулировать проблему.
В основе любого социального проекта лежит актуальная проблема, требующая разрешения. Реализация проекта будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе.
У любого проекта есть 2 ключевых признака:
- Ограниченность во времени.
- Наличие измеримого результата.
Любую деятельность, которая этим признакам соответствует, можно считать проектом. Социальным же считается такой проект, который направлен на решение социальной проблемы конкретной целевой аудитории.
Рассмотрим пример:
Проблема: одиночество среди стариков.
Решение: Создание клуба для пенсионеров, где они могли бы проводить свой досуг.
Поговорим о том, какие бывают социальные проблемы:
- Проблемы планетарного масштаба – загрязнение окружающей среды, голод, бедность, коронавирус…
- Проблемы, которые касаются одной страны или одного региона – коррупция, отсутствие системы инклюзивного образования.
- Локальные проблемы – затрагивают один район или даже многоквартирный дом, например, отсутствие детских площадок, проблема нерегулярного вывоза мусора.
Однако не вся деятельность, направленная на решение социальных проблем, будет считаться социальным проектом. Дело в том, что у такого проекта есть одна характерная особенность: чаще всего деньги привлекаются из сторонних источников, а не от целевой аудитории. Это значит, что целевая группа пользуется услугами проекта бесплатно.
Социальная проблема касается определенной группы и имеет место на определённой территории. Те, кого коснулась проблема – это целевая группа нашего проекта, они же благополучатели. Жизнь этих людей должна улучшиться в результате реализации проекта.
В первую очередь, проблему необходимо хорошо изучить и точно сформулировать. На языке социального проектирования это называется обоснование актуальности и социальной значимости.
Существуют следующие шаги изучения проблемы:
Все эти шаги – исследование проблемы целевой группы нашего проекта. Результаты исследования, выраженные в количественных показателях, будут обоснованием социальной значимости.
Наши главные помощники – цифры. Все утверждения, которые мы сделаем в ходе исследования проблемы, должны быть подкреплены количественными показателями. Где же их взять?
! Не нужно включать в проект цитаты из выступлений президента или губернатора, если они не имеют прямого отношения к проблеме, которой мы занимаемся.
Очень часто официальная статистика вообще не дает информации, необходимой для того, чтобы подкрепить выявленную проблему. В таких случаях мы можем сами провести собственное исследование.
- Самый простой способ сбора информации – наблюдение. Проводится в самом начале изучения целевой группы проекта. Наблюдение в дальнейшем составит основу для анкетирования и интервью.
Например, мы заметили, что пожилые люди города Ставрополя собираются вместе для проведения досуга в каком-то конкретном месте. Мы можем понаблюдать за ними, выявить, какие формы досуга им более интересны, о чем они разговаривают, какие проблемы обсуждают.
В дальнейшем это поможет нам при выявлении и постановке проблем, с которыми сталкиваются пенсионеры города.
- Другой инструмент сбора информации – опрос. Он нужен, когда мы уже получили некоторое представление о проблеме, с которой будем работать, но хотим разобраться в ней более глубоко. Он может быть устным (например, интервью) и письменным (анкетирование).
Заполняя заявку для участия в различных грантовых конкурсах мы должны заполнить раздел — социальная значимость проекта – это результаты исследования проблемы целевой аудитории, выраженные в количественных показателях:
Рассмотрим наиболее типичные ошибки при описании социальной значимости проекта:
- Мало конкретики, много «воды».
- Слабо выражена социальная проблема.
- Отсутствуют статистические данные, характеризующие выявленную проблему.
Таким образом, описывая социальную значимость мы должны:
- Четко указать проблему.
- Привести статистические данные, результаты собственных наблюдений.
- Указать, как будем решать социальную проблему, с помощью каких механизмов и мероприятий.
Подведем итоги: Любой социальный проект направлен на решение социальной проблемы, он предоставляет бесплатные услуги для целевой аудитории. Имеет конкретные сроки и измеримый результат.