Люди приходят в храм для того, чтобы говорить с Богом: помолиться о своей душе и близких, поблагодарить за радость и благополучие, попросить совета или помощи, помолиться о душах ушедших родных. За десятилетия гонений на церковь, в нашей стране выросли поколения, которые не знают, как правильно вести себя в храме. И нет в этом их вины – таковы были условия жизни, но если есть желание постичь азбуку православия, то сделать это никогда не поздно.
Храм – дом Божий на земле, и входить на его территорию следует через калитку, а не через широкие ворота. Господь говорил, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому пройти через небесные врата. Когда вы стяжаете богатство, вы идете легким путем через широкие ворота, а проходя через калитку, вы задумываетесь о бытие, о жизненном пути, возможно, более трудном, но зато это путь добродетели и христианской морали. Войти в царство небесное можно только узкими вратами.
Осенять себя крестом нужно возле калитки и три раза с поясным поклоном перед крыльцом храма. При этом мужчины должны снять головные уборы, женщины же, наоборот, покрывают головы платком. Девочкам разрешается быть без платков.
Что касается одежды, то не желательно надевать короткие юбки, шорты, слишком открытые платья, кофточки с вызывающими глубокими декольте. Однако в настоящее время есть отступления от строгих церковных правил. Еще покойный патриарх Алексий II говорил, что не надо гнать молодых людей от церкви, в каком бы виде они не пришли. Не их вина в том, что они не знают, как себя вести и что надеть, приходя в дом Божий. Нынешний патриарх Московский и Всея Руси Кирилл придерживается такого же мнения, нельзя, чтобы молодые люди уходили от истинной веры в тоталитарные секты, где большая свобода в одежде. Если новые поколения получат правильное воспитание, то они научатся сами и расскажут своим детям и внукам о православных традициях. А согласно этим традициям, женщина, идущая в собор, не должна накладывать на себя яркий макияж. Кроме того, обязательно нужно стереть губную помаду, чтобы не испачкать святыни, к которым она будет прикладываться губами.
Внешний вид – это важно, но все же главное – благоговейное отношение ко всему, что находится и происходит в доме Божьем. Приходить к службе нужно заранее, чтобы успеть поставить свечи и подать записки. Если уж вы опоздали, то недопустимо протискиваться между прихожанами, громко разговаривать, одолевать просьбами передать свечку, тем самым, мешая молитве ближнего. Цель прихода в храм – обращение к Богу и его святым угодникам, а не формальное расставление свечей.
Если в день большого праздника, служитель угасит нашу свечу, чтобы поставить другую, не нужно возмущаться, жертвы уже приняты всевидящим, всезнающим Господом. Определенные моменты службы, прежде всего, это касается литургии, требуют особого сосредоточия, молитвенного сокрушения и трепета. Разговоры и хождение в эти святейшие минуты – просто кощунственны.
Не невольте маленьких детей отстоять всю службу. Громко плачущий ребенок не даст ни вам, ни окружающим молиться. К тому же от такого безрадостного посещения в храме у детей может развиться негативное отношение к церкви.
Особое значение для православного христианина имеет благословение священника. Осеняя нас крестом, священник или епископ склоняет свою руку так, чтобы пальцы изображали начальные буквы имени Иисуса Христа. «Не человек благословляет, – говорит Святитель Иоанн Златоуст, – а Бог его рукою». Для благословения нужно сложить руку крестом – правую на левую со словами: «Благословите, батюшка» (или владыка, если благословляет епископ). Получив благословение, мы целуем руку священника как саму руку Христа.
При выходе из храма также нужно перекреститься и поклониться.
Традиционна для православных верующих раздача милостыни. Как правило, возле церкви всегда сидят и стоят страждущие нашей помощи. Лучше если в качестве подаяния мы дадим ближнему не деньги, а какую-то пищу, например, фрукты или хлеб. Но современные нищие зачастую не хотят принимать еду. В таком случае пожертвования нужно отнести в церковь. Там служители приготовят обед, и кто действительно нуждается в помощи, всегда сможет поесть в церкви.
Крестное знамение Пальцы правой руки складываются так: большой, указательный и средний вместе, а безымянный и мизинец пригибается к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Сына и Святого Духа, как единосущную нераздельную троицу, а два других пальца пригнуты к ладони, означают две природы Иисуса Христа: Божью и человеческую. Осенять себя крестом надо не суетно. Возложить пальцы на лоб, живот, правое плечо, потом левое. |