Диана Рудьева: «Когда в бюджете недостаточно средств, их надо искать»

Будет ли когда-нибудь построен Кисловодский казачий кадетский корпус, где найти деньги на закупку формы, издание учебников и ставки для педагогов рассказала заместитель министра образования и молодежной политики Ставропольского края Диана Рудьева.

— Диана Магомедовна, есть мнения, что развитие системы казачьего кадетского образования у нас в крае носит «хаотичный и бессистемный характер», а динамика роста классов обеспечивается в основном работой энтузиастов. На Ваш взгляд объективно существует ли на Ставрополье система казачьего кадетского образования?

— Нельзя сказать, что ее нет. Хотелось бы, чтобы она была лучше и развивалась. Со стороны министерства мы постоянно поднимаем эти вопросы на разных уровнях в сфере образования, нацеливаем руководителей школ на развитие кадетских и казачьих классов. Очевидно, что есть интерес самих ребят, которые идут в них добровольно и осознанно, налицо желание родителей. И если в школах есть условия, то эти классы открываются, а не наоборот.

— В последнее время было много волнений по поводу юридического статуса «Южно-Российского лицея казачества и народов Кавказа» (Иноземцево) и Кадетской школы им. генерала А.П. Ермолова (Ставрополь), которые попали в правовую «вилку»: по федеральному законодательству они должны были либо перейти в краевой подчинение, либо стать обычными муниципальными школами, утратив статус кадетских или казачьих. Эти вопросы нашли решение?

— Было множество обсуждений на уровне общественности, краевой Думы, мы обращались за разъяснениями на федеральный уровень. В законе прописано, что школы, имеющие статус кадетских, должны были быть выведены на краевой или федеральный уровень. Но такой переход подразумевает серьезные средства, и надо учитывать дефицит краевого бюджета. Только Кадетской школе потребовалось бы больше 170 миллионов рублей. И потом, иметь такую школу – высокий статус для муниципалитета, их базы создавались за счет местных бюджетов. Как можно их отнять? Итак, школы, которые действовали до вступления в силу нового ФЗ «Об образовании», сохранили статус муниципальных общеобразовательных школ с теми же наименованиями, которые у них были. И сохранили свои направления деятельности, и финансирование из муниципальных бюджетов. Как были там казачьи и кадетские классы, так и остались. Не вижу оснований для трагедии: дети получают тоже, что и раньше. У нас есть только одно краевое кадетское учебное заведение – казачий корпус в городе Буденновске.

— Главная проблема Казачьего кадетского корпуса в Буденновске — отсутствие средств на строительство общежития и спортивной площадки.

— Это наша подведомственная организация, и мы ежегодно заявляем в бюджет тему строительства общежития. Для его восстановления необходимо сегодня 172 миллиона рублей. К большому сожалению и в бюджет 2017 года эти средства не будут включены, нам это известно из акта сверки. Однако потребность в корпусе очевидна: 1 сентября туда набрано 232 ребенка, а в прошлом году обучалось 152 ученика. И спрос был бы выше, если бы мы могли принять иногородних детей. Но обеспечить питание и круглосуточное пребывание мы можем только для 26 ребят из близлежащих поселений, остальные приходят на занятия из дома каждый день. В августе я посетила корпус, спортивная площадка там строится за счет спонсорских средств.

— На Ставрополье могло бы быть еще одно крупное системообразующее учебное заведение – Кисловодский казачий кадетский корпус на 420 учащихся. На строительство в ценах 2012 года требовалось 2 млрд. 391 млн. рублей. Планировалось оно на условиях софинансирования (федеральный бюджет – 90%, краевой – 10%) из средств федеральной целевой программы «Юг России» на 2014-2020 гг. Однако, постановлением Правительства РФ эта программа была досрочно прекращена. Из краевого бюджета в 2012 году уже затрачено 97,3 млн. рублей на разработку проектно-сметной документации корпуса, и ежегодно она теряет актуальность. Как Вы считаете, можно ли было бы выйти с инициативой от минобразования края на губернатора и затем на федеральный уровень?

— Чтобы министерство образования могло выйти на федеральный уровень с инициативой о строительстве такой организации, следует найти средства на софинансирование в краевом бюджете. Но речь идет об огромных суммах, которыми мы не располагаем. Можно рассматривать строительство кадетского корпуса как обычной школы, которую построят также, как и другие, но это будет просто школа с кадетскими казачьими классами. Чтобы это был казачий кадетский корпус, он должен быть государственным учреждением, а это программное мероприятие. К сожалению, программы, в которые вносились предложения о строительстве этого корпуса, остановлены.

— Можно ли специально создать программу в краевом бюджете?

— Программные мероприятия по строительству школ находятся в ведении министерства архитектуры и строительства. Это ведомство выступает заказчиком строительства новых школ и курирует средства, а мы выступаем координаторами.

— Руководители школ отмечают дефицит преподавательских кадров. Есть ли в крае постоянная площадка для повышения квалификации как педагогов, так и казаков, работающих офицерами-воспитателями? Многие едут на обучение в кадетские корпуса Краснодарского края и Ростовской области.

— Классы профильной казачьей или кадетской направленности отличаются от общеобразовательных тем, что в них история казачества и военно-спортивные направления деятельности преподаются в рамках дополнительного образования, во второй половине дня. Педагоги, ведущие эти спецкурсы, должны обладать навыками работы с детьми, иметь официальные документы о повышении квалификации. Где их получить? Любое учреждение повышения квалификации, которое проводит курсы и имеет лицензию на этот вид деятельности может оказать данные услуги. У нас это можно сделать на базе краевого Института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. Есть курсы классных руководителей, которые содержат модуль казачьего кадетского образования. Можно заказывать такие курсы, набрав группу, и будет разработана учебная программа минимум в 72 часа.

— Кто должен направлять педагогов на это обучение?

— На мой взгляд это функция директора школы. За весь учебно-воспитательный процесс отвечает руководитель: набирает штат педагогов, в том числе, дополнительного образования. Если директор допускает, что в школу, где развивается такое направление, приходят люди без специальной подготовки, то это нарушение нормативных документов. Руководители должны инициировать обучение тех специалистов, в которых нуждается данная школа.

— Школ с казачьей и кадетской спецификой в крае немало, необходимость в подготовке учителей очевидна, но где школам найти на это средства?

— У нас в крае 52 кадетских класса в 16 общеобразовательных школах и 257 классов казачьей направленности. Территориально задействовано 27 муниципальных образований. Так как география широкая, то инициатором повышения квалификации может выступить комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества, который работает с казачьими обществами. Мы готовы дать навыки психолого-педагогической работы, и такие специалисты в крае нужны, иначе этих классов не было бы. У казачества есть свои программы поддержки, из которых можно проводить финансирование обучения.

— Ряд казачьих обществ оказывает помощь кадетским классам за счет доходов от хозяйственной деятельности. В 2015 году они совокупно направили на приобретение формы и питание кадет более 5 млн рублей. Также поддержка кадетского образования ведется за счет краевой государственной программы «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества». В 2015 году в школы было передано 9000 экземпляров учебного пособия «Казачество в истории Ставрополья» для 6-7 и 8-9 классов. Еще раньше, в 2011 году было издано пособие «Казачество на Северном Кавказе: история и культура». Во многих школах учителя сами пишут программы, методические пособия. Но сегодня нет единой комплексной системы учебников, которая была бы специально разработана для ставропольских казачьих классов.

— Пособие для 6-7 и 8-9 классов было разработано коллективом ученых СКФУ, оно получило рекомендации Института повышения квалификации для использования и полностью отвечает требованиям и набору знаний, которые подразумевает направление казачьих классов. Авторские наработки учителей действительно имеют место быть, и опыт учителей-практиков очень важен. Педагоги совершенствуются благодаря такой деятельности, делятся опытом с коллегами. Я скажу прямо, что к разработке учебника по истории казачества мы не готовы финансово. Хотя, авторские коллективы у нас есть, но это работа не одного дня, требующая значительного финансирования.

— Существуют классы, где для регионального компонента издаются, например, учебники на национальных языках. Как осуществляется издание такой литературы?

— Есть федеральный перечень учебников, который обязателен для школ. Да, у нас есть школы и классы, где дополнительно изучаются ногайский, армянский, греческий и другие языки. Уроки эти также ведутся на уровне факультативов, во второй половине дня. Там используются не учебники, а пособия, которые не входят в федеральный перечень. К их изданию подключаются диаспоры, спонсоры, родительская общественность. Мы не получаем на это средства из федерального бюджета или бесплатно сами учебники, как для детей-инвалидов. Если находится источник финансирования, то мы привлекаем авторский коллектив к разработке учебника, затем Институт повышения квалификации делает заключение и дает рекомендации к использованию. Но, разумеется, обобщение педагогического опыта необходимо.

— Предусматривает ли программа «Развитие образования» возможность издания учебных пособий, закупку формы?

— Она финансирует муниципальные школы в рамках государственного стандарта, который включает в себя общеобразовательные дисциплины. А казачий и кадетский компонент реализуется как дополнительное образование. Планируется, что наше министерство финансов выделит на 2017 год один миллион рублей для участия кадетских учреждений Ставропольского края в фестивалях и конкурсах всероссийского уровня, таких как конкурс «Лучший казачий кадетский корпус». Кроме того, есть понятие учебных расходов. Отдельного увеличения строки этих расходов на форму и материальную базу казачьих классов не предусмотрено. Мы изучили опыт Краснодарского края и Ростовской области, там значительно выше стоимость содержания одного ученика. Они это решили на областном уровне, потому что позволяют бюджеты.

— В 2016 году закончился эксперимент, проводимый министерством образования края в Апанасенковском районе. Там на базе нескольких школ и отдела образования пять лет работала инновационная площадка: шесть казачьих классов показали положительные результаты. Почему эта работа не была продлена?

— Само слово «эксперимент» подразумевает конечное время, он не может длиться десятки лет. Но удачный опыт должен транслироваться, поэтому сам муниципалитет, видя эффективность эксперимента, должен был выступить инициатором продолжения этой работы в своих школах. Все полномочия по организации учебно-воспитательного процесса по закону находятся там.

— Муниципальные бюджеты крайне скудные…

— Но и краевой не безразмерный. А как Ставрополь или Железноводск финансирует свои кадетские казачьи учебные заведения? В продолжении экспериментальных площадок должны быть заинтересованы руководители школ, местные отделы образования, казачество. Родительская общественность может обратиться в местную администрацию с просьбой о выделении ставок. Можно искать средства через гранты, в которых вполне могут участвовать и школа, и муниципалитет, и казачье общество. У казаков есть опыт форума «Машук». Надо искать подходящие проекты в интернете.

Как заручиться поддержкой министерства образования для участия в грантах?

— Мы помогаем разным некоммерческим организациям, даем письма поддержки. Казачьи общества как социально ориентированные НКО работают с нашим контингентом — детьми и педагогами. Можно обратиться в наш отдел молодежной политики, в минэкономразвития, в комитет по казачеству. Письмо поддержки представляет грантодателю уже имеющийся опыт работы, показывает достижения, и в нем мы просим оказать финансовую поддержку для развития: закупку оборудования, зарплату, издание методических материалов. Раз в бюджете недостаточно средств, их надо искать. Наше министерство тоже ищет гранты: мы сами пишем программы, берем письма поддержки из правительства края и участвуем как регион. А если бы мы сидели сложа руки… Нужно понимать, готовы ли мы к этой работе, готова ли школа, конкретный учитель, которому придется самому разрабатывать программу обучения, проводить внеклассные мероприятия. Должна быть политическая воля глав администраций. Чтобы все понимали: мы с детства должны воспитывать граждан нашей страны, а те уже будут воспитывать своих детей. Как это измерить финансово? Никак.

Автор: Наталья Гребенькова.

Источник: Кавказ Сегодня.

X