Здорово живете казаки и казачки! Доброго времени суток, дорогие друзья!
Мы начинаем онлайн-школу по казачьей педагогике. Вести уроки буду я – Ирина Иванова, родовая казачка, почетный работник общего образования РФ.
Мои уроки расскажут:
— что необходимо для открытия казачьего класса в школе и группы казачьей направленности в детском саду;
— с какими организациями нужно взаимодействовать;
— как воспитывали казачат раньше, и чем нам поможет опыт казачьих кадетских корпусов;
— каким может быть дополнительное образование, и какие мероприятия можно провести с казачатами.
В своих уроках я поделюсь своим опытом. Будучи несколько лет помощником атамана по образованию, я была свидетелем становления казачьих групп и классов в городе Ставрополе, сама была руководителем казачьего класса. А, также, постараюсь поделиться опытом наших соседей – Ростовской области и Краснодарского края, которые преуспели в вопросах казачьей педагогики.
И наш первый урок посвящен группам казачьей направленности. Как и что нужно сделать, чтобы открыть такую группу в детском саду?
Вы, конечно, знаете, что последнее время все чаще и чаще поднимается вопрос непрерывного образования, где первая ступень – детские сады.
Известно, что основные черты характера закладываются в ребенке именно до 7 лет. А основными целями казачьих групп является приобщение воспитанников к казачьему укладу жизни, патриотическое и духовное воспитание человека на основе историко-культурных традиций. Так, когда же если не в дошкольном возрасте начинать воспитание любви к малой родине, к традициям своего народа?
Откуда вообще появляются группы казачьей направленности? Ну, во-первых, во многих детских садах воспитатели обязаны выбирать в своей группе тему для самообразования. Эта тема обычно бывает рассчитана на два, три и даже пять лет. Воспитатель выбирает тему, к которой имеет интерес или какие-либо профессиональные способности. Во-вторых, таким может быть социальный заказ отдела образования или родителей. Но какой бы не была причина, важным фактором в такой группе выступают именно воспитатели.
Хорошо, если они действительно проявили интерес к теме казачества, имеют непосредственное отношение, например, одна из них родовая казачка или в свободное время поет в казачьем ансамбле, или замужем за казаком. В таком случае, ей самой будет интересно не только поделиться с детьми своими знаниями и умениями, но и узнать что-то новое за время реализации программы.
Зачастую, педагоги дошкольных учреждений стараются реализовать задачи воспитания детей дошкольного возраста на основе историко-культурных традиций казаков самостоятельно, интуитивно, разрабатывая свою модель реализации регионального компонента в рамках основной образовательной программы детского сада.
Таким образом, можно выделить несколько моделей организации этого направления:
1 модель – используется авторская программа одного направления. Как правило, это познавательное (краеведение, экология) или художественно-эстетическое направление (фольклор, декоративно-прикладное искусство);
2 модель – организация мероприятий, согласно календарю традиционных народных праздников и православному календарю;
3 модель – реализация регионального компонента через технологию проектной деятельности;
4 модель – программа, обеспечивающая создание комфортных условий развития, образования детей, согласно этнокультурным, историческим особенностям места проживания детей, с учетом их интересов, позитивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Однако единообразия подходов к организации групп казачьей направленности нет. Четко обозначаются проблемные поля:
— отсутствие единой программы для дошкольных образовательных организаций по развитию детей, основанной на историко-культурных традициях казачьего образования;
— сложности в организации казачьей группы (правовые аспекты);
— повышение профессионального уровня педагогов в области приобщения к культуре и традициям казачества;
— проблема малого числа подлинных носителей традиционной казачьей культуры;
— недостаточная информированность родителей в вопросах культуры и традиций казачества;
— отсутствие преемственности со школой;
— создание единого культурно – регионального образовательного пространства с участием всех субъектов воспитания;
— проблема отдаленности населенных пунктов и дошкольных учреждений от культурных объектов казачества (музеи, исторические памятники и т.д.)
На Кубани эту проблему решили. Приказ об утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях Краснодарского края от 01.09.2016 №4177/76 дал возможность дошкольным организациям включиться в систему работы в данном направлении уже на новом уровне. По этому Положению, группа казачьей направленности дошкольной образовательной организации – группа, в которой ведется образовательная деятельность по приобщению к культуре и традициям казачества, организованная в рамках вариативной части основной образовательной программы. Это объединение детей одного или разных возрастов. Основной целью организации группы казачьей направленности является воспитание патриотических и духовных качеств личности ребенка на основе приобщения детей дошкольного возраста к казачьему укладу жизни.
Благодаря Положению, часть обозначенных выше проблем решилась. Например, в дошкольных образовательных организациях составляется основная образовательная программа с учетом регионального компонента и реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с требованиями ФГОС.
Разработаны и апробированы парциальные программы, методические пособия, составленные педагогами или авторскими коллективами, которые рецензированы на уровне Государственного бюджетного образовательного учреждения Института развития образования Краснодарского края. Многое, кстати, можно найти на просторах Интернет, наши соседи щедро делятся своим опытом. Будущим педагогам казачьего компонента не составит труда отыскать такие рекомендации, программы, методические пособия и взять что-нибудь себе в работу. Начиная от патриотического направления, заканчивая приобщением детей к региональной культуре через обучение вышивке.
Важно, чтобы к найденному материалу педагог подошла не механически, а творчески, с душой. Детям будет интересно только тогда, когда интересно станет самим воспитателям, когда в группе, например, появится казачий уголок: это может быть макет хаты, подворья, предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, посуда, старинные фотографии), предметы одежды казаков (кубанки, платки, пояса, юбки, кофты), украшения, бусы, куклы в традиционной одежде. Собрать такой уголок помогут родители, казаки, коллеги.
Хорошо будет организовать небольшую библиотеку с казачьими сказками, историей регионального казачества, повествованием о казачьих атаманах и пр. Важно, чтобы работа воспитателя велась ежедневно, основываясь на традициях казачьей педагогики, в которой заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей.
Кстати, казачья тема по самообразованию, может быть не только у воспитателя группы, но и у музыкального руководителя сада, хореографа или воспитателя по физической культуре. Тогда работа специалиста может вестись как кружковая. Музыкальный руководитель организует вокальный ансамбль или оркестр народных инструментов, хореограф – казачий танцевальный коллектив, воспитатель по физо может взять за основу работы казачьи игры.
Свою работу педагоги обязательно должны показывать на всех возможных уровнях и площадках. Не только выступать перед родителями, но и показывать свое мастерство на мероприятиях, устраиваемых казаками, участвовать в фестивалях и конкурсах муниципального, краевого, федерального уровня. Для этого, конечно, понадобится помощь, как финансовая, так техническая и моральная. Казачьим группам необходимо взаимодействовать: с казаками, родителями, культурными организациями.
Но об этом мы поговорим в другой теме. Педагогам же, реализующим казачий компонент в дошкольном учреждении, хотелось пожелать больше заниматься самообразованием, читая литературу на тему истории, культуры и традиций казачьего народа, посещать культурные казачьи мероприятия, отслеживать тематические конкурсы.