Несколько слов о дне памяти невинно убиенных терских казаков

Этот пост обращаю в первую очередь и к казакам, и к тем, кто пытается участвовать в обсуждении вопросов казачьей истории.
Будьте мыслящими людьми!
Не занимайтесь перепостом дезинформации!
К сожалению, нынешнее информационное пространство перенасыщено мусором, который облекают в форму как бы достовернейших фактов.
Начиная с позавчерашнего дня казачий контент социальных сетей в изобилии начал постить фотографии терских казакаков с надписью «27 марта помним. День памяти жертв геноцида Терских Казаков». И далее приписка о том, что в этот день 70 тыс. было выселено, и из них 35 тыс. порублено.
Мой WhatsApp был забит подобными картинками.
При этом в акции участвовало большое количество тех, кто с огромным негативом относится ко всему. что связано с реестром, но дату, «изобретенную» в реестре, они охотно берут на щит, не задумываясь, почему в этот день у кургана в Беслане много лет подряд собирались только реестровые казаки.
Общественники всегда собирались там 17 апреля.
Почему так?
Да потому что они последовательнее в сохранении традиции и памяти.
Начнём по порядку. Откуда взялась дата 27 марта?
Откуда цифры о 70 тыс. высланных и 35 тыс. убитых под Бесланом?
Немного хронологии и фактуры:
От всеобщего казачьего ликования по поводу избрания Караулова атаманом ТКВ в марте 1917 года до почти полного безразличия к его судьбе в декабре 1917 года прошло очень мало времени. Система власти на Тереке рушилась. Казаки к началу 1918 года были частью инертны, частью «порозовели» и всячески заигрывали с большевизмом. Вопиющим фактом была попытка создания параллельной Войсковому Кругу структуры власти. В то время когда в феврале 1918 года шла работа Круга, другая часть («порозовевших») казаков собрали в Моздоке 1-й съезд народов Терека. Примечательно, что часть делегатов Круга не поехали на него, а прибыли на съезд.
Круг был невнятен, предполагал возможность признать на местах власть народных (станичных) советов, а съезд требовал от Круга прибыть в Моздок для отчета и для передачи власти и имущества.
Проглотили…
Во время работы Круга уехал в Тифлис за деньгами Медяник (исполнявший обязанности войскового атамана), на обратном пути был взят в заложники в Джейрахе ингушами.
Круг не объявил ни мобилизацию, ни поход. Сил не было управлять кем то…
Спутники Медяника пишут, что выдвижения одного полка к пределам Ингушетии было бы достаточно для его освобождения, но увы… Пропал бесследно…
В Моздоке казаков заболтали Киров и Буачидзе (как похоже на нынешнее всё!), вернулись терцы в станицы ни с чем.
Образовался полный управленческий вакуум. Каждая станица жила сама по себе. Очень часто и воевала так же…
На 2-м съезде народов Терека казаков уже не было большинство, но они ещё пытались влиять на ситуацию. Между казачьей и чеченской фракцией разгорелась борьба за то, кто из них больше понравится большевикам. Казаки говорили:» Чеченцы — контрреволюционный народ», а чеченцы говорили: «Казаки — народ-помещик».
3-й съезд народов Терека уже не оставлял шансов казачьей фракции на отстаивание своих интересов.
К этому съезду были получены некие письма от жителей станиц Тарской, Ново-Сунженской и Аки-Юртовской с просьбой об организации их переселения в более безопасное место. (Хотелось бы увидеть эти письма!).
Однако понимаю, что жилось им не сладко. Помощи не было ниоткуда, набеги постоянные, т.е. логика таких писем очевидна.
Не смотря на высказывания членов казачьей фракции против такой политики, прошло голосование. Большинство было «за», против — НИКОГО!!! Казачья фракция (более 100 делегатов) просто воздержалась.
(Как это знакомо!).
Казачья фракция съезда народов Терека, кстати, не состояла только из люмпенов. Многие из них участвовали потом в Терском восстании, в Белом Движении, погибли или эмигрировали. «Побелели» в общем то. Но на тот момент они были ещё «розовыми».
Эти станицы выселяли через несколько месяцев, когда уже шло восстание. При выселении погибли люди. Есть данные о жертвах. Так в одной из станиц погибли 57 мужчин и 11 женщин. Это страшно!
В 1919 году с возвращением на Терек законной власти Войсковым Кругом было принято решение о возвращении выселенных станиц, что и было исполнено.
Год в терских станицах был относительно спокойным, но в 1920 году рухнули фронты, началось отступление белогвардейских частей.
Приближаемся с «сакральной» дате 27 марта 1920 года…
Что же было эпохального в этот день?
23 марта 1920 года белые покинули Владикавказ. Несколько дней на территории казачьих отделов шли (говоря современным языком) зачистки, подавлялись последние очаги сопротивления.
Советские органы власти разворачивали свою деятельность уже в апреле 1920 года, и одним из первых масштабных действий было приведение в соответствие решение 3-го съезда народов Терека. Повторное выселение многострадальных станиц началось 17 апреля (кстати говоря, на Пасхальной неделе).
Выселяемых из трех станиц было не более 9 тысяч.
И при выселении и сопровождавшем его грабеже гибли люди…
Вечная им память!
Но от 9000 не могли погибнуть 35000.
О многотысячных жертвах в этот день не писала в дальнейшем эмигрантская пресса (а ведь такой факт был бы для эмиграции серьезнейшим аргументом в обличении большевистского режима!), нет упоминания об этом в воспоминаниях Тарганчука — того, кто был участником этого скорбного пути.
Казаки переселились в населенные пункты вблизи Владикавказа и Грозного (есть списки этих людей!), расселилась по другим станицам, некоторая часть основала новые населенные пункты на территории нынешних Минераловодского, Кировского, Курского районов Ставрополья.
Откуда же были пущены в оборот цифры 70000 и 35000?
Малым Кругом ТКВ в 1990 году было принято решение 17 апреля считать днем памяти невинно убиенных терских казаков. Но в этом же решении есть упоминание о 70 тыс. выселенных и 35 тыс. погибших.
Тогда, ещё в бытность СССР, начинали появляться материалы по большевистскому террору в годы Гражданской войны, в том числе те, в которых говорилось о плане переселения 16 станиц с населением в 70 тыс. человек.
Но планы, и их реализация – разные вещи. В итоге планировавшиеся к выселению Ардонская, Архонская и т.д. остались на местах. Выселение коснулось примерно 35 тыс. человек (в апреле, а затем уже в октябре-ноябре 1920 года).
Вырванные из контекста цифры начали жить самостоятельной жизнью.
70 тыс. планирующихся к выселению превратились в выселенных, а 35 тыс. фактически выселенных превратились в убитых.
Метаморфоза!
Почему такая погоня за космическими цифрами? Разве гибель безвинных ста, или тысячи человек – это не трагедия?
Для 1990 года это было простительно, было очень мало фактического материала, и кто то, стоявший за решением Малого Круга, мог напутать, но за 29 лет эта история стала практически неоспоримым фактом! Её, не перепроверяя, продублировали некоторые представители научного мира, своим именем подтвердив «историчность» этого новодельного мифа.
Далее…
В 90-е годы особого внимания к этой дате не было. Собирались небольшие группы казаков, поминали. Постепенно эта дата стала некой отличительной особенностью жизни общественников.
В реестровом войске в конце 90-х — начале 2000-х годов начался процесс сакрализации этого события.
Никакого отношения к реальным историческим событиям 27 марта не несет. Просто в 1999 году это был удобный выходной день – это раз, и разве по логике реестровых атаманов могли реестровые собираться с общественниками в один и тот же день? Никогда! – это два.
Всё было банально просто…
Три года ушло у меня на то, чтобы попытаться исправить этот перекос. Занимался разъяснением, провел проект решения о переносе даты через войсковой совет, и, как кульминация всего, было выступление на войсковом Круге в прошлом году с объяснением всего того, о чем я написал выше.
Круг единогласно принял решение о переносе даты памяти с 27 марта на 17 апреля. Казалось бы, вопрос исторического просвещения и исторической правды восторжествовал.
Но с удивлением я увидел вчера, как в рассылке постов с темой 27 марта и 35 тыс. порубленных участвовали и те, кто слушали и голосовали…
У одного из них увидел следующий текст: 70 тыс.было выслано ДОНСКИМИ КАЗАКАМИ (!!!), и т.д. Какая то вражина с провокационным чувством юмора разработала такую фоточку с инфой, чтобы посмотреть: перепостят? съедят, не вчитываясь? Перепостили и съели.
Хорошо хоть у этого конкретного казака чувство здравого смысла проявилось, и он после моей критики информацию удалил. А сколько тех, кто не удалили?
Безумные времена!
Я мечтаю о том, чтобы в этом году, в память столетия этого страшного события, мы собрались на кургане в Беслане 17 апреля ВСЕ. Без оглядки на принадлежность к той, или иной (одинаково ущербной) организационной форме.
Это будет Страстная Пятница.
Очень даже символично…

Автор: Губенко Олег Вячеславович

X