Михаил Зиновьев, заместитель атамана по работе с молодежью Свято-Крестовского районного казачьего общества СОКО ТВКО, руководитель казачьего военно-спортивного патриотического клуба «Дружина», село Орловка Буденновского городского округа Ставропольского края.
— Михаил,
расскажите о себе и с чего все началось?
Я заместитель
атамана по работе с молодежью Свято-Крестовского районного казачьего общества
СОКО ТВКО, руководитель казачьего военно-спортивного патриотического клуба
«Дружина», работаю также воспитателем в Буденновском кадетском казачьем
корпусе.
Сам я родовой
терский казак с Наура. В 1999 год переехал в Орловку. С 1999 по 2000 гг. служил
в армии в ракетных войсках, в городе-герое Козельске.
Наша история
начиналась с моим приходом из армии. Я пришел заряженный патриотизмом,
православием, такой воодушевленный. Мне хотелось эти ценности донести до народа
и быть полезным обществу. На домашней молитве просил Господа, чтобы вразумил
меня, как мне можно послужить своему Отечеству.
Так сложилось, что
начали тренироваться, вдвоем-втроем. Приезжал парень один, тренировал нас:
гонял по лесу, мы кувыркались, бились. Потом наши дети стали с нами заниматься,
в основном дети прихожан нашего храма. Постепенно люди стали узнавать и к нам
примыкать. И уже примерно к 2005 году у нас в команде насчитывалось свыше
десятка человек. В Орловке узнали про нас, что мы занимаемся. Многие просились
к нам, но мы всегда стояли на том принципе, что мы занимаемся только с
верующими людьми.
Нам не интересно
заниматься с теми, кто Бога не любит и ближнего своего не любит. Это наше
основное правило. Если ты Бога не любишь, в церковь не ходишь, то нам с тобой
не интересно. Основное условие ко всем, кто к нам прибывает – вести
христианский образ жизни.
Мы действуем на
основе казачьего устава, а там прописано, что нужно вести работу по
духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи.
К тому времени, когда
в Ставропольском крае создалась Федерация по армейскому рукопашному бою, в 2012
году, мы уже несколько лет занимались рукопашным боем и с радостью вступили в
эту Федерацию. Вместе с Владимиром Петровичем Ковтуновым, Александром
Викторовичем Титовым начали первые наши турниры вместе проводить.
Как потом дальше
складываются судьбы ваших ребят?
Ребята наши
старались, хорошо и успешно выступали, несколько человек достигли достаточно
высокого уровня. Двое ребят у нас поступили в высшее десантное училище в
Рязани. Сейчас они уже оба — офицеры спецназа ГРУ, мастера спорта по армейскому
рукопашному бою, по универсальному бою и по боевому самбо. И еще несколько
мастеров-разрядников у нас есть.
Вот так продолжаем
«армейку», тренируемся и считаем армейский рукопашный бой самым для нас подходящим,
патриотичным видом спорта.
Мы также с
радостью приняли открытие Федерации спортивного страйкбола. Сейчас и это
направление стараемся развивать, тренируемся по мере своих возможностей.
Что послужило
мотивацией к работе с детьми?
У меня было воодушевление,
с которым я пришел к своему духовному отцу, и сказал: надо, батюшка, чтобы в
школы ходили ветераны. Раньше ветераны Великой Отечественной войны ходили, а
сейчас у нас Афган, Чечня дали столько героев, столько замечательных подвигов, чудес,
свидетельств Божьего заступничества, Божией Матери. Я в армии много об этом
узнал, слышал. Мне довелось в армии лично пообщаться с очень известными людьми,
например, Виктором Николаевым – автором книги «Живые в помощи», Виталием
Носковым – редактором журнала «Щит и меч», он был в Чечне военным
корреспондентом. С ними пообщавшись, я понял, что есть очень много такого
материала, который можно до молодежи донести. Еще я читал русского философа
Ивана Ильина, меня его слова очень вдохновили. Он писал, что тот, кто сможет
зажечь в молодом человеке, ребенке искру патриотизма – чем угодно: песней,
боевым искусством, сказкой, культурой – тот оправдает себя перед лицом
Отечества и истории.
Меня вдохновили
эти слова, и я загорелся. А у моего духовного отца, игумена Варсонофия (Самарина)
тоже такие принципы. И когда я стал предлагать, что нужно это делать, батюшка
ответил мне: кто предлагает, тот и исполняет. Раз ты предлагаешь, значит, ты
этим горишь. Он благословил меня пойти в школу. Там я вел факультатив о
православном патриотизме. Потом уже «Дружина» наша развилась, клуб, которому
уже около 17 лет. В Кадетском корпусе Буденновска пытаюсь тоже до кадет все это
донести.
Какое направление
работы у клуба «Дружина»?
Оно держится на
трех китах: православие, любовь к Богу и Отечеству и спортивно-воинское
развитие. Вот мы и стараемся три этих направления среди молодежи продвигать. Успешно
это или нет – судить людям со стороны. Но интересно!
Кто ваши
воспитанники?
Ребята простые,
сельские. Мне очень нравятся эти ребята, они работящие. Специфика села
накладывает свой отпечаток. В отличие от городских, сельские ребята бывают
вынуждены пропустить тренировки, потому что у них какие-то домашние работы:
отец «припахал» навоз таскать или еще что-то. Я к этому с большим уважением
отношусь. И мы сами в своей воспитательно работе задействуем ребят в помощи
церкви. Они приходят, трудятся, если надо – огород вскопать, убрать, любые
общественно полезные занятия. В горы ездим. Это ребята простые, они такие
жизнерадостные. И все умеющие! Мне нравится, что они такие — все умеют. Асфальт
стелить, кирпич класть, хозяйство водить, драться умеют, выступать – хорошие
ребята. Я считаю, что наша молодежь далеко не пропащая, как многие сейчас говорят,
видя только негатив.
Да, негатива много. Но это как за кустарником не видеть леса. А хороших людей больше все равно. Их просто не так заметно. Их надо уметь выявить, эти таланты детей. Показать им, чтобы они сами поверили в то хорошее, что в них есть и захотели это развивать. Мне кажется, что задача нас, взрослых людей, в том, чтобы на этом пути помочь молодому человеку.
Что главное в
вашей работе и какие ошибки тем, кто начинает эту работу, стоит учесть?
Я бы на такую
ошибку указал: не стоит непременно ставить во главу угла какой-то
соревновательный результат. Бывает, тренеры горячатся. Еще не совсем готов
боец, а его везут на соревнования. От этого может быть травматизм. И всегда
нужно внушать детям, что спорт, тренировки — нисколько не помеха жизни, учебе.
Я бы хотел
родителям посоветовать: начинает ребенок получать двойки, тройки, а они его из
секции забирают. Говорят: занимайся учебой. А он не будет заниматься больше
учебой, он будет в интернете больше сидеть. Но когда ему надо на тренировку
идти, он будет более дисциплинированным. Он будет знать, что у него время, он
будет это время рассчитывать, подгонять себя, подстегивать. В правильном русле
спорт только пользу приносит. Я заметил, что ребята, которые занимаются больше
спортом, выглядят намного взрослее своих сверстников. Они как-то серьезнее,
более собранные. И с учебой у них все нормально.
В какой форме и с какого возраста стоит начинать физическое воспитание?
Чем раньше, тем лучше. Наши ребята, русские, к сожалению, часто в 14-15 годам только начинают осознавать: о, а меня на улице могут побить. Или уже побили, надо бы спортом заняться… А у нас в 14-15 лет многие бойцы уже как взрослые бьются. Поэтому у нас сейчас есть и семилетние, и шестилетние, приходят и занимаются. Да, им в полной мере не дашь всю программу и нагрузку, но они начинают, раскочегариваются, становятся динамичными, более собранными, выносливыми. У них физика развивается лучше. Я считаю, с 6-7 лет уже можно начинать заниматься.
Какой возраст лучше для армейского рукопашного боя, страйкбола?
Казаку, ребенку, как вы знаете, с трех лет давали оружие, с самого рождения он так воспитывался. Поэтому к владению оружием ребенка надо приучать с самого малого возраста. Конечно, дозировать, контролировать в плане опасности, травматизма. Есть возрастные регламенты. С 14 до 17 лет – я считаю этот возраст подходящим для страйкбола, тоже самое и в армейском рукопашном бое. Это подходящий возраст, чтобы уже серьезно соревноваться, выступать. А до этого можно другие какие-то состязания устраивать.
Какими навыками,
на ваш взгляд, должен обладать казак в XXI
веке?
Я хочу высказать
свою боль: хороший вопрос вы задали. Я с большим сожалением смотрю, что многие,
не все, но многие казачьи общества зациклились на шашках, нагайках, конях. Да,
это все хорошо. Но, извините меня, в современном мире ты шашку нигде не сможешь
использовать. Ни на войне, ни на улице, где тебя могут обидеть и нужно постоять
за свою честь, девушку защитить. Ты же с шашкой не будешь вступать в такой бой.
Я считаю, что для современного воина как раз рукопашный бой – это способность
защитить себя. И воинская подготовка с современными видами оружия.
Казак – это тот,
кто умеет вести бой в современных условиях. Это основные и самые главные
направления, я считаю.
ИА «Казачье Единство» специально для Ресурсного центра терского казачества
Фото из личного архива М. Зиновьева.
Сообщение Казак XXI века должен уметь вести бой в современных условиях появились сначала на Информационное агентство «Казачье Единство».