Мы в ответе за тех, кого приручили

Сергей Саенко,
атаман Невинномысского городского казачьего общества, личный опыт
военно-патриотической работы с молодежью – более 35 лет.

— Сергей Алексеевич, как для Вас все начиналось именно в работе с молодежью?

Так получилось, что в 1991 году я стал командиром Закубанской сотни Невинномысского отдела, и в моей сотне было 18 человек, молодых людей, которым было от 16 до 18 лет. Их нужно было чем-то занять. Хотя, на нашем первом круге, который прошел 22 сентября 1990 года уже было принято решение именно о военно-патриотическом воспитании молодежи.

Естественно, молодежь – это ведь наше будущее. И мы акцентировали на том, что молодежи надо уделять внимание. Но взрослые проблемы и проблемы молодежи немножко разнятся – разные интересы, возраст. Были назначены командиры у нас: Муренко Анатолий Александрович, Рой Роберт Филиппович, Нагорный Николай Васильевич. Они занимались детьми. Но не было системы. То есть, иногда мы собирались, какие-то сборы проводили, занятия, но планово не было. В 1998 году казачьим обществом было принято решение о создании кадетского учебного центра по подготовке молодых людей к службе в вооруженных силах России.

Те наработки, которые были в советское время по начальной военной подготовке, мы взяли этот положительный опыт и добавили туда казачий компонент. На начальном этапе, это 98-й год, мы провели первые полевые сборы, которые в этом году должны были быть уже 22-е, но в связи с пандемией мы их не провели. Так или иначе, провели первые сборы и получили первый опыт. Начали искать контакт с другими организациями, которые тоже занимаются военно-патриотическим воспитанием. Это соседние наши казачьи общества – Кочубеевское, в то время Средне-Кубанский казачий отдел, с ними совместные провели полевые сборы, первые молодежные казачьи игры тоже на нашей земле в хуторе Воротниковском.

Старт был бурный!
Обмен опытом, встречи с людьми, которые горят желанием работать с молодежью, передать
то, что нам интересно. На начальном этапе у нас было очень много детей, был
очень большой интерес.

Первые же наши воспитанники, проучившись год-полтора, они у нас как-то в основном пошли служить в элитные подразделения – спецназ ГРУ, президентский полк, погранзаставы, которые были за нашими обществами закрепленные. То есть, приезжали офицеры и делали у нас отбор на полевых сборах. Была общая заинтересованность. Надо было выправлять нишу, которую в школах закрыли, вот эти все ячеечки.

Вот мы эту ячейку
и заняли.

— Казачье
военно-патриотическое воспитание было востребовано в обществе?

Естественно, параллельно мы сотрудничали со всеми организациями, которые у нас в городе трудными подростками, наши кадеты в качестве инструкторов ездили в их лагеря, которые проводились в горах. Был вот такой взаимообмен. Сам подъем казачества как раз был. И именно в этот момент, вовремя мы начали свою деятельность.

— Как строилась
работа учебного кадетского центра в то время?

У нас занятия проводились три раза в неделю в определенные часы. Занимались офицеры кадровые. Скажем, если связью, то офицер связи, молодой человек, старший лейтенант, который занимается радиоделом.

Все, что у него есть в арсенале, свои радиостанции и где в то время была возможность найти те же Р-105, Р-108, они приносили. И живой интерес этих мальчишек к военному делу он упал благополучно на благодатную почву.

All-focus

Если офицеры
занимались строевой подготовкой, то это хорошие строевики, скажем так.
Сержанты, старшины, которые отслужили срочную службу. Он пришел, он еще не
остыл от армейской каши и тут же включался в работу. Мне повезло, что моим первым
помощником был Калашник Владимир Владимирович, который занимался и армейским
рукопашным боем, и сам служил в десанте, такой подвижный, сам не сидел ровно на
месте и другим не давал.

— С какими
профильными организациями вы взаимодействовали?

Пересеклись с военно-патриотическим центром «Вымпел» г. Москва, где вообще люди-спецы занимались – группа специального назначения. Они у нас увидели то, чем мы занимаемся, мы пересеклись через другие общественные организации, в том числе охотников и рыболовов г. Невинномысска.

Мы стали проводить
совместные лагеря. Первый совместный лагерь мы провели на Дону, назывался
«Казачий Дон» в 2008 году. И даже в центральной прессе нас отметили, в журнале
«Общество и здоровье» нам посвятили 4 или 5 листов, много фотографий.
Получилось так, что мы стали с ними сотрудничать. У них перенимать опыт стали
мы, а они стали брать у нас то, что у нас есть.

Они никогда не занимались созидательным трудом как мы. Они увидели, как мы делаем, что у нас казачата могут построить шалаш, много еще чего, создать какие-то минимально комфортные условия – могут все сделать! И когда мы были на Дону и проводили там «Казачий Дон», то построили первый казачий пикет, назвали его там «вымпеловский», мы очистили почти полкилометра береговой зоны Дона от мусора.

После этого они взяли себе на вооружение детей не просто обучать, но и с ними сотрудничать.

— В чем основная
суть военно-патриотического воспитания детей?

Самое главное, чтобы дети поняли, что я их не поучаю, я учу и хочу показать то, что я умею и то, что им может в жизни пригодиться. Мы учим жизни. Мы не учим быть там казаком или еще какие-то высокопарные слова. Мы учим человека быть готовым к трудностям, успешно преодолевать все возможные непредвиденные обстоятельства, не паниковать. Жить в современном мире – это тоже искусство. Воспринимать всевозможные удары. У нас же со всех сторон могут прилететь такие оплеухи, что будь здоров. Но в них надо выстоять, их нужно принять с достоинством. Не раскисать.

— Учебный
кадетский центр существует сегодня?

Воспитанников у нас стало гораздо меньше, чем было раньше. Вначале мы в две-три смены занимались. Детей было очень много, у них был интерес. Даже эта пандемия – дети сели дома. Знаете, как она еще аукнется всему обществу в том, что мы детей потеряли? Дети сидят дома, общаются через интернет. А чему мы можем научить через гаджеты?

У нас сейчас
вектор немножко сместился в сторону образовательных учреждений, мы сейчас очень
тесно сотрудничаем со школой № 8 имени Героя Советского Союза Тимофея
Подгорного, там у нас четыре класса кадетских, офицеры-воспитатели работают на
постоянной основе. Они преподаватели, члены нашего казачьего общества.

У нас поставлена
задача даже не нами, а главой города, чтобы в этом году наши команды юнармейцев
– а это наши казачата, и они у нас вторые в крае, чтобы они были первыми.

Со всеми патриотическими организациями, которые в городе есть, мы поддерживаем плотные отношения. Мы часто являемся участниками или организаторами этих мероприятий. В полевых сборах, которые мы проводим на Стрижаменте ежегодно, у нас ребята занимаются не только с кадетского центра, но и с 8, 7 и 18 школ.

— Сколько ребят
прошло через вас?

Через наши классы, занятия прошло больше 600 человек. Юношей. В принципе, если ребенок по здоровью проходит, а мы не делали ограничений ни для кого, даже если у него какие-то ограничения по здоровью, мы просто просили родителей нас поставить в известность, но ни одного ребенка мы отсюда не оттолкнули. Но если ребенок физически здоровый и готов служить – у нас отказников нет. У нас сейчас в Краснодаре учатся курсанты военных училищ, у нас есть офицеры, которые уже закончили училища, они служат в Сочи, в нашем городе по контракту, в принципе основная масса состоялись в этой жизни.

— В чем вы видите главную
проблему системы военно-патриотического воспитания?

Мы их готовим к
чему-то, а когда они приходят с армии, у них же все-таки молодые, здоровые
амбиции! Им нужно создать семью, ее нужно поить-кормить, ей нужно кров
обеспечить, а казачье общество не в состоянии их у себя удержать, потому что с
зарплаты, которую предлагают в народной дружине, она колеблется в районе 16-18
тысяч – для молодого человека, ну извините.

— Что для вас –
главная мотивация в воспитании детей?

Я как-то не задумывался над этим, вот честно. Что меня мотивирует, чтобы заниматься с детьми…Я ж не только когда возрождение казачества началось, стал заниматься с детьми. Я пришел со службы, 81-й год. Рядом школа. Раньше на базах предприятий создавались педагогические отряды, они ходили в школу. Я молодой, комсомол меня туда послал пообщаться с детьми. Пришли, нам дали шестой класс подшефный. И пока я их не выпустил, я с ними ходил в походы и везде. Хотя, я уже женился в процессе этого времени. Я до сих пор с ними, они мои друзья. Весь класс. Уже взрослые дяди и тети, своих детей имеют. Наверное, это просто потребность, поэтому я и пошел учиться, получил образование педагога-психолога. Наверное, это Бог мне сказал: это твоя дорога, иди.

— Есть те, кто к
вам привел уже своих детей, внуков может?

Конечно! Внуков
нет, скажем, рано, а детей да.

Да мои внуки, что
там говорить? У меня оба сына здесь начинали.

— С чего начать,
создавая военно-патриотический клуб?

Не бояться! Просто не бояться и делать! С чего начать? У каждого по-разному. Кто-то может официально создать организацию, но насколько я знаю, если что-то искусственно создается, сверху там «давайте сделаем», она и будет такой формальной, а когда она рождается в гуще событий, так сказать, живорожденная, вот тогда она получается.

Пока дойдешь до чего-то – набьешь шишек. Но лучше, когда есть возможность у кого-то почерпнуть. Просто позвонить. У нас таких случаев очень много, когда звонят, что-то спрашивают, советуем или говорим: ребята, не ходите, там грабли.

— Кстати, о
граблях. Что стоит учесть?

Не надо брать необъятное, самое главное. Бери столько, сколько ты сможешь понести. В своей работе никогда не надо надеяться, что кто-то сделает. Вот, давайте начнем, а потом этого и этого подключим, этот согласится – тоже будет работать. Не надо с этого начинать. В первую очередь нужно рассчитывать на то, какую ношу ты возьмешь на свои плечи и понесешь. Сможешь выдержать – вот неси. Если тебе нужна помощь, и кто-то пришел и подставил свое плечо – берите больше.

Но сразу предупреждаю: это отнимает очень много времени, можно поставить крестик на какие-то свои «хочу». Потому что вы возьмете на себя и моральную ответственность за тех, кого вам доверили. Мы в ответе за тех, кого приручили.

— Когда легче работать с детьми: в 90-е годы и сегодня?

Гораздо сложнее. Это даже к бабке не ходите. Начало 90-х. В нас было еще заложено что-то, какой-то национальный стержень. Мы что-то делали, все общество. Мы хотели, чтобы наша страна была самая крепкая, сильная. Дети хотели. Работать, знать это, научиться этому всему своими руками. Сейчас немножко, может быть, психология поменялась. Все хотят быть менеджерами. Ничего не делать, но все продавать. Немножко паразитический образ жизни появился в обществе: ничего не делать, но получить как можно больше всех благ. Дети разучиваются работать. Над самим собой. Над тем, чтобы созидать в этой жизни. Я не говорю, что они повально все такие. Но основная масса. Сложнее с ними стало работать. Ничем ты их не удивишь сильно. Да когда нам было легко? В то время б тоже, если бы, наверное, вы меня спросили, я б сказал: вот раньше было лучше.

— Какими
качествами и навыками должен обладать казак
XXI
века?

В первую очередь, чтобы это был человек чистый душой, верующий в Бога. Это, наверное, самое главное.

Казак… Это ж народ! У нас культура, традиции. У нас столько богатства! Наверное, скорей всего, быть патриотом своего Отечества, независимо от физического состояния.

— Почему казакам
не хватает единства?

Да казаков ничего не разъединяет. Надо чтобы казакам в головы не вносили бред всякий. А в принципе, возьмите и откройте уставы. Любой общественной организации, реестровой – цели, задачи? Одинаковые. Типовые. Любить Родину, возрождение обычаев, традиций, военно-патриотическое воспитание молодежи и служение Отечеству. Другого-то нету! Нету, наверное, серьезной заинтересованности государства в том, чтобы казачество было единым.

Сергей Саенко в детстве

ИА «Казачье Единство» специально для Ресурсного центра терского казачества.

Фото из личного архива С. А. Саенко.

Сообщение Мы в ответе за тех, кого приручили появились сначала на Информационное агентство «Казачье Единство».

X